Исторические города
Историко-культурное наследие Вологодской области представляет собой неповторимые духовные и материальные ценности, созданные в прошлом и являющиеся частью общероссийского культурного наследия. Многочисленные памятники материальной культуры, выявленные на территории области, отражают последовательные этапы культурно-исторического развития нашего региона как части Русского Севера.
На территории области находится 746 объектов культурного наследия включенных в государственный реестр из них 216 федерального значения, включая объекты археологии, и 530 регионального значения.
В перечень исторических поселений федерального значения согласно Приказу Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 № 418/339 входят три исторических поселения Вологодской области города Великий Устюг, Белозерск и Тотьма.
На территории области расположены и другие населенные пункты, обладающие большим историко-культурным потенциалом. Постановлением Администрации Вологодской области еще в 1994 году были признаны историческими поселениями регионального значения города Череповец, Вологда, Кириллов, Никольск, Грязовец, Устюжна, Вытегра, Кадников, села Верховажье и Ферапонтово.
Вологда. Вологодский кремль и Софийский собор
Вологда – административный центр Вологодской области, один из древнейших исторических городов Русского Севера. Официальной датой основания города принято считать 1147 год. Эта дата называется в «Повести о чудесах преподобного Герасима Вологодского», составленной около 1666 года вологодским монахом Фомой. Однако общепринятая дата основания города является спорной. Сегодня можно утверждать, что первое достоверное упоминание о существовании Вологды содержится в договорной грамоте, датированной 1264 годом. Первоначальным населением края были финно-угорские племена, а в XI–XIII веках край осваивался новгородцами. Именно они и основали Вологду.
Выгодное положение Вологды на перекрестке водных путей сделало город в XIII–XV веках местом междоусобных войн Новгорода и Москвы. Лишь в конце XIV века московский князь Василий Дмитриевич присоединил Вологду к своим владениям. С этого времени город стал уделом московских князей. В Вологде в разные годы бывали галицкий князь Дмитрий Шемяка, Великий князь Василий Темный, Иван III, Василий III.
Город строился из дерева. Ленивая площадка с церковью Воскресения Христова оставалась центром древнего города почти пять веков. В 1565 году Иван Грозный начал строить на Нижнем Посаде каменный город – Вологодский кремль с Софийским собором.
С правлением Ивана Грозного связан значительный период расцвета и укрепления Вологды. Город становится одним из важнейших транзитных центров внешней торговли России с Англией, Голландией и другими западными странами по Беломорскому пути и в торговле с Сибирью по Сухоне и Вычегде.
В Смутное время Вологда и ее окрестности подверглись сильному опустошению. В 1605 году город пережил эпидемию чумы. В феврале 1609 года из Вологды вышло народное ополчение под руководством Никиты Вышеславцева, освободившее от интервентов города Романов и Ярославль. 22 сентября 1612 года Вологда была взята поляками и литовцами, которые уничтожили практически все население города.
С воцарением на престоле династии Романовых Вологда испытывает новый подъем. По указу царя Михаила Федоровича возрождается и укрепляется деревянная городская крепость. Город превращается в один из главных рынков торговли хлебом, солью, продуктами животноводства. Через Вологду идет внешняя торговля Московского государства с западными странами.
С середины XVI до конца XVIII веков город располагался по обоим берегам реки Вологды на протяжении пяти километров. Состоял он из Кремля (укрепления шли в пределах современных улиц Мира, Октябрьской, Ленинградской и берега реки Вологды) и трех посадов: Верхнего, Нижнего и Заречного. Кремль являлся военным, административным, торговым и духовным центром города, уезда и большой Вологодской епархии.
При Петре I в городе строились суда для доставки припасов в Архангельск, изготавливались канаты. После основания Санкт-Петербурга основные торговые связи перемещаются с северного направления на балтийское. На время в Вологде запрещается всякое каменное строительство, поскольку камень идет на возведения новой российской столицы.
Указом Екатерины II в 1780 году Вологда становится центром Вологодского наместничества, а затем Вологодской губернии. Вплоть до начала ХХ века она застраивается по плану губернского города, утвержденному в 1781 году.
В XIX веке сформировался тот исторический облик Вологды, который характерен для центральной части города и сегодня. Каменные и деревянные особняки, административные здания, построенные в позапрошлом столетии, по сей день украшают город.
В городе насчитывается свыше 200 памятников архитектуры и истории федерального и регионального значения. Наиболее известные из них – Вологодский кремль, Софийский собор, Спасо-Прилуцкий монастырь, ансамбль Владимирских церквей, церковь Константина и Елены, церковь Иоанна Предтечи в Рощенье, церкви Дмитрия Прилуцкого, комплекс Дворянского собрания, ярмарочные дома на улице Мира, ансамбли Каменного моста и площади Революции. Особо следует выделить памятники деревянной архитектуры. Вместе с тем, необходимо признать, что историческая среда, в которой расположены памятники, представляет не меньшую ценность, требует особого внимания и решения вопросов по её сохранению.
Великий Устюг. Соборное дворище
История Великого Устюга, как и Вологды, насчитывает более восьми столетий. Город расположен на востоке Вологодской области, в 446 км от областного центра, при слиянии рек Сухоны и Юга, дающих начало Северной Двине.
Одни летописные источники относят время основания города к 1147 году, другие –
к 1207 или к 1212 – году основания Михайло-Архангельского монастыря. Новое поселение было расположено в местечке Черный Прилук – это территория современного Великого Устюга, в районе между Соборным дворищем и Никольской церковью.
С момента своего основания Устюг служил опорным пунктом ростово-суздальских князей, преграждая дорогу новгородцам в древнее Заволочье.
В середине XVI века город перестал быть окраинным укреплением и потерял свое военное значение. Однако благодаря выгодному географическому положению и в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю, он продолжал развиваться как торговый центр, став главным пушным рынком страны. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов. В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за городом утверждается название «Великий».
С середины XVII века происходит интенсивное освоение богатств Сибири. Устюжане были в числе первопроходцев. Русская географическая наука многим обязана Семёну Дежнёву, Ерофею Хабарову, Владимиру Атласову, Василию Шилову.
К концу XVII века Великий Устюг являлся одним из крупных северорусских городов. В нем насчитывалось более тридцати улиц и пять площадей. Ширина главных улиц составляла 8-10 метров, часть улиц имела бревенчатые мостовые, площадь города составляла примерно 100-120 гектаров. В Великом Устюге и ближайших к городу монастырях насчитывалось около сорока церквей.
В этот период Великий Устюг становится центром художественных ремесел: здесь развиваются иконопись, просечное железо «мороз по жести», финифть, серебряная филигрань, резьба по дереву и бересте, чеканка, ковка, литье, шитье бисером, изразцовое производство. Во второй половине XVIII века развивается искусство чернения по серебру.
Успешная торговля способствовала появлению в среде устюжского купечества богатых семей, тративших часть средств на возведение и украшение храмов. Залежи красной глины вблизи города позволяли на месте изготовлять кирпич – новый для Севера строительный материал. Всё это способствовало быстрому развитию устюжского церковного каменного зодчества, достигшего апогея к середине XVIII века.
Регулярные планы застройки города после указа Екатерины 1763 года, разрабатывались неоднократно – их реализации мешали пожары и наводнения. В 1804 году Александр I утвердил градостроительный план Великого Устюга, по которому город в дальнейшем и развивался. Большое распространение получили двухэтажный особняк в семь оконных осей и дома с мезонинами. Гражданские здания, построенные по типовым образцам, имеют оригинальный облик и образуют гармоничные ансамбли застройки.
Историческая часть города в значительной степени сохранила свою градостроительную среду и архитектурно-художественные особенности. Многие кварталы Великого Устюга почти полностью сохранили свой исторический облик, для которого характерно гармоничное сочетание древних каменных церквей и городских усадеб.
В городе насчитывается 150 объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Среди них Соборное дворище – главный храмовый ансамбль Великого Устюга, включающий в себя Успенский собор (1652–1663 г.) с колокольней, собор Прокопия Праведного (1668 г.), собор Иоанна Устюжского (XVII–XIX вв.), Архиерейский дом XVIII века и еще несколько церквей и ряд хозяйственных построек, Михайло-Архангельский монастырь (XVII–XVIII вв.), церковь Вознесения на Торгу (1648 г.), церковь Сретения (1685–1690 г.), комплекс Преображенских церквей (XVII–XVIII вв.), Николо-Гостинская церковь (1682 г.), комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря (XVIII–XIX вв.), церковь Симеона Столпника (с живописью и изразцовыми печами), а также памятники гражданской архитектуры XVII–XIX веков: дом Москвина, дом Неледина, дом Булдакова, дом Охлопкова, дом Трилиных, Усадьбы Шиловых, Усовых, Костровых, Ноготковых, Брагиных, Азовых, Чебаевских, здание Захаровской багадельни.
Памятники Великого Устюга являются объектом постоянного внимания тысяч туристов, ежегодно посещающих город. Развитию туризма активно способствует проект «Великий Устюг – Родина Деда Мороза», который реализуется с 1998 года.
Белозерск. Вид на церковь Спаса Всемилостивого с белозерского земляного вала
Город Белозерск – один из древнейших городов в России, с которых начиналась российская государственность.
Летописная история города начинается с 862 года. Археологических подтверждений его существования в то время пока не найдено, хотя есть предположения, что он мог располагаться на северном берегу Белого озера. С середины X века до первой половины XIV века центральное поселение Белозерья находилось на берегах реки Шексны вблизи ее истока из озера. Поселение на месте нынешнего города Белозерска, на южном берегу озерной котловины, датируется серединой XII века.
С XII века шло параллельное развитие города на реке Шексне и нового города на Белом озере. Находящиеся друг от друга на небольшом расстоянии, они активно взаимодействовали друг с другом. Последнее упоминание о «старом городке Белозерском» относится к 1389 году, когда он был захвачен и сожжен новгородским войском. Все летописные сообщения о Белоозере с XV века относятся к новому городу.
С 1486 года Белоозеро становится центром Белозерского уезда. В конце XV века здесь по велению Великого князя Московского Ивана III были сооружены тридцатиметровые земляные валы и деревянные стены с восемью башнями.
XV–XVI века – период расцвета города Белоозеро, который находился в центре торговых путей. В этот период город постепенно отстраивался и украшался каменными храмами.
В 1612 году Белоозеро первым из северных городов пострадало от польско-литовских интервентов. Город был разграблен, значительная часть его выжжена, население частью перебито. В 1690 году на месте, где произошла битва белозеров с поляками, была построена деревянная церковь святого Ильи Пророка.
К началу XVII века в связи с перемещением торгового пути на Архангельск через реки Сухону и Северную Двину Белоозеро оказывается в стороне от главных направлений торгово-экономической жизни страны и постепенно приходит в упадок. При Иване IV город становится местом ссылки опальных знатных лиц. Лишь во второй половине XVII века Белоозеро вновь начинает отстраиваться.
Развитию города способствовала Мариинская водная система, которая начала действовать в 1810 году. Последнее из ее сооружений – Белозерский обводной канал – был открыт в 1846 году. Создание канала способствовало укреплению позиций купечества и процветанию города, в котором развивается каменное строительство. На начало XX века в городе числилось 17 каменных храмов, одна деревянная церковь, одна каменная часовня и одна деревянная. Городская территория делилась на 54 квартала.
Сегодня в городе Белозерске находится 52 объекта культурного наследия, семь из них – объекты федерального значения.
Впечатляют остатки мощного фортификационного сооружения Белозерска – это земляной вал с деревянными рублеными конструкциями внутри длиной более 1000 метров и высотой около 15 метров. Вал окружен широким рвом глубиной до 7 метров. Основной вход в крепость ведет по перекинутому через ров трехпролетному каменному мосту, построенному в 1830-х годах.
В начале XVII века внутри крепости, сейчас именуемой Белозерским кремлем, находились три храма. В настоящее время сохранился только один – Спасо-Преображенский собор 1688–1670 года с великолепным деревянным иконостасом.
Наиболее значимые памятники культовой архитектуры Белозерска – деревянная Ильинская церковь (1690 г.), собор Успения Божией Матери (1563 г.) – старейшая каменная постройка Белозерска, церковь Всемилостивого Спаса (1728 г.) и церковь Иоанна Предтечи (1810 г.), построенная по проекту знаменитого русского архитектора В.И. Баженова, в лучших формах столичной классики
Из гражданских зданий наиболее примечательны ансамбль административно-хозяйственных зданий, принадлежащих Министерству путей сообщения, здание Городского училища, купеческие особняки первой половины XIX века, возведенные в классическом стиле: дом Ананьиных, дом купца Сераго, дом Линдкугеля, дом купца Капарулина.
Тотьма. Входоиерусалимская церковь
Еще один древний город Вологодской области – Тотьма – расположен в 215 км от Вологды на берегу реки Сухоны в месте впадения речки Пёсья Деньга.
Первое упоминание о Тотьме относится к 1137 году. История города богата на события. Город отражал набеги казанских татар, собирал рать на войну с поляками, видел опричнину Ивана Грозного и крестьянские бунты.
Ранняя история Тотьмы связана с солеварением: экономический расцвет города начался с открытием и разработкой соляных варниц. Соль, важнейший и очень дорогой продукт питания, выпаривалась из рассола, добываемого из соляных ключей глубокого залегания. С XV и вплоть до XVIII века Тотьма оставалась одним из крупнейших соляных городов.
Заметным фактом в истории города XVI столетия стало основание монахом вологодского Спасо-Прилуцкого мужского монастыря Феодосием Сумориным крупной обители близ Тотьмы, которая была названа Спасо-Преображенской.
В 1780 году Тотьма стала уездным городом Вологодской губернии. На гербе города, учрежденном в 1780 году Екатериной II, изображена черная алеутская лисица на золотом поле в знак того, что «жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Тотьму называют городом мореходов. Здешними купцами-мореплавателями (Ф. Холодиловым, братьями Пановыми, С. Черепановым и др.) было снаряжено 20 экспедиций в Тихий океан и вывезена 1/5 часть всей пушнины, добытой в течение полувека в Новом Свете.
Благодаря морским путешествиям в Тотьму стекались огромные капиталы. На средства, полученные от продажи пушнины Нового Света, было построено большинство тотемских храмов. В начале ХХ века в Тотьме находилось 17 каменных церквей, до настоящего времени сохранилось пять храмов: Входоиерусалимский, Успенский, Воскресенский, Рождественский, Троицкий.
В архитектуре Тотьмы представлены русское барокко, классицизм, «русский стиль», эклектика. Самые известные памятники гражданской архитектуры – здания женской гимназии, учительской семинарии, Петровской ремесленной школы, дома купцов Замятиных, Пановых, Кондакова, Белова.
Тотьма входит в число российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. Город сохранил как планировку, так и большую часть старинной застройки. На сегодняшний день насчитывается 8 объектов культурного наследия федерального значения и 29 объектов регионального значения.
Устюжна. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери
Поселение Устюжна возникло не позднее XI века. Наиболее древней частью поселения является Городище, находящееся на западной окраине современного города, на мысу, образованном слиянием рек Мологи и Ижины.
В древности Устюжна лежала на пути, соединявшем Новгород с Поволжьем. Путь этот пролегал по реке Мологе в верховье Волги.
В летописях город впервые упоминается в 1253 году как Железный Устюг. Позже, в документах XIII-XVIII веков город именуется Устюжной Железнопольской. Здесь выплавлялось так называемое кричное железо, его выплавляли из руды, добываемой со дна озер и болот – бурого железняка. В середине XVII века город стал ремесленным и торговым центром округи, который славился своими кузнецами и молотобойцами.
В 1702–1714 годах по указанию Петра I в Устюжне был построен и действовал Ижинский оружейный завод, получивший государственный заказ на обеспечение армии оружием – пушками, пищалями, мушкетами, пушечными ядрами. С открытием уральской руды болотная руда Устюжны потеряла свое значение.
В конце XVII века в Устюжне были возведены три величественные каменные церкви, которые сохранились и до наших дней: собор Рождества Богородицы, церковь Казанской Божией Матери и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. На месте Воскресенского монастыря в 1771 году построена каменная Воскресенская церковь. Архитектурный ансамбль левого берега реки Мологи формируют Покровская и Успенская церкви.
Облик дошедшей до нас исторической части Устюжны в значительной части определен генеральным планом застройки, одобренным в 1778 году и предусматривавшим выпрямление улиц и переулков. Уже с 1780 года в городе развернулось строительство домов и лавок в соответствии с планом. Это были в основном деревянные постройки, а каменными домами Устюжна стала активно застраиваться в XIX столетии. В современном облике города преобладают одноэтажные деревянные дома, но сохранились каменные особняки усадеб Поздеевых, Копыльцовых, ансамбли гражданских зданий, дома Норейко, Белоусова, выстроенные по образцовым проектам.
Строительство общественных и административных зданий в XIX веке связано с фамилией купцов Поздеевых. При участии их безвозмездных вкладов в Устюжне было выстроено городское училище, здание женской гимназии, казармы, часовня в городском сквере и часовня на Казанском кладбище Устюжны.
Кириллов. Панорама Кирилло-Белозерского монастыря с высоты птичьего полета
Город Кириллов возник как слобода при Кирилло-Белозерском монастыре, основанном в 1397 году на Сиверском озере монахом Кириллом Белозерским, последователем Сергия Радонежского.
Монастырь являлся крупнейшей крепостью на Русском Севере, по своему военно-оборонительному значению превосходил крепости других древнерусских городов. Мощная крепостная ограда с башнями окружает всю огромную территорию обители. Неприступности монастыря содействовало и его выгодное местоположение на берегу двух озер – Сиверского и Долгого, соединенных протокой.
Уже в XVI веке сюда приезжают на богомолье великие князья, многие знатные особы заканчивают здесь жизнь иноками. В монастырскую казну поступают денежные вклады и земельные пожалования.
Богатый монастырь тратит немалые деньги на строительство церквей и хозяйственных сооружений, украшение церквей живописью и предметами прикладного искусства, приобретение книг для монастырской библиотеки. Здесь находилось одно из крупнейших книжных собраний России, в 1601 году насчитывавшее 1065 рукописных и старопечатных книг.
На берегу Сиверского озера на протяжении XV–XVII веков сложился один из самых грандиозных ансамблей древнерусского зодчества, включающий в себя десять храмов, множество зданий хозяйственно-бытового назначения, стены и башни крепости.
На протяжении веков поселение Кириллов считалось крупным в уезде. В 1770-е годы здесь насчитывалось не менее 335 дворов с жителями, существовали мельницы, кузнечные мастерские. Руководствуясь важностью поселения и монастыря, в 1776 году ему придали статус уездного центра. Облик исторической части Кириллова определен планом, составленным Николаем Чечериным и утвержденным Екатериной II в 1777 году.
Основой хозяйства Кириллова была торговля. К моменту получения статуса города в нем числилось не менее 150 торговых лавочек, гостиница, было зарегистрировано более 30 купцов.
В 1924 году на территории закрытого к тому времени монастыря был создан Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В 1927 году город Кириллов был включен районным центром в Ленинградскую область, а спустя 10 лет вошел в состав Вологодской области.
На сегодняшний день ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря является особо ценным объектом культурного наследия, а Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник градообразующим учреждением.
В городе сохранилось несколько каменных церквей и историческая застройка улиц, состоящая из купеческих особняков, административных и торговых зданий XIX века, выстроенных по образцовым проектам.
Череповец. Здание Череповецкого камерного театра
Череповец – старый русский город. Археологические данные свидетельствуют о том, что первые поселения людей на этой территории относятся к первой половине второго тысячелетия до нашей эры. На территории современного города была обнаружена одна из древнейших известных на севере России стоянок эпохи мезолита.
Первое упоминание о Череповце в исторических документах относится к 1447 году. Однако Воскресенский мужской монастырь был основан почти на 100 лет раньше – в 1362 году. Его основателями считаются преподобные Феодосий и Афанасий.
Воскресенский монастырь, как и другие русские монастыри того времени, играл роль не только религиозного, но и хозяйственного центра окружавшей его территории. Со временем возле монастыря появилось большое торговое село Федосьево и множество более мелких деревень и сёл, которые и стали основой для будущего города. Было построено несколько церквей. Монастырь владел рыбными промыслами и поставлял рыбу в Москву, являясь крупнейшей рыбной вотчиной московских патриархов. Упразднен монастырь в 1764 году.
В 1777 году «для пользы водяной коммуникации» по указу Екатерины II Череповцу был присвоен статус города. В его состав вошли села Федосьево, Никольское и подмонастырская слобода. С 1780 года Череповец – уездный город в составе Новгородской губернии. В 1782 году был утвержден план регулярной застройки города, создавший прямую сетку улиц. К середине XIX века количество жителей выросло до 3300.
Развитие города ускорилось во второй половине XIX века. Этому способствовала, с одной стороны, крестьянская реформа 1861 года, в результате которой значительная часть окрестных крестьян перебралась в город, с другой – деятельность городских купцов и промышленников. Особенно много сделал для города Иван Андреевич Милютин – купец, судовладелец, промышленник, бывший в течение полувека бессменным городским головой.
Завершение строительства железной дороги Вятка – Вологда – Череповец –Петербург в 1905 году послужило очередным толчком в развитии города и его промышленности.
Постановлением ВЦИК РСФСР от 10 июня 1918 года из 5 северо-восточных уездов Новгородской губернии – Белозерского, Кирилловского, Тихвинского, Устюженского и Череповецкого – была образована Череповецкая губерния. В 1927 году Череповецкая губерния вошла в состав Ленинградской области, а с 1937 года город Череповец и Череповецкий район находятся в составе Вологодской области.
Сегодня Череповец является одним из главных промышленных центров России, основу экономического потенциала составляют предприятия металлургии и химии. Вместе с тем город не потерял свою историческую ценность.
Сохранена поквартальная планировка исторической части города с центральной планировочной осью – Воскресенским (Советским) проспектом, соединяющим исторические площади. Объекты культурного наследия – каменные купеческие особняки – большей частью находятся именно на Советском проспекте. Здесь же и на прилегающих улицах сохранились общественные здания, построенные в «краснокирпичном стиле», преобладавшем в каменной застройке 60-70 годов XIX столетия – здание женской Мариинской гимназии, Александровское училище. На Соборной площади расположен Воскресенский собор, построенный в 1752 году. Сохранились жилые деревянные дома конца XIX – начала XX веков, украшенные накладной резьбой. Наиболее известные памятники деревянной архитектуры Череповца – усадьба Гальский и усадьба Верещагина, здание Городской думы.
Историческую ценность в Череповце имеет и более поздняя планировка и застройка. По проекту, разработанному архитекторами института Ленгипрогор, в послевоенные годы – в период строительства металлургического комбината – возведены жилые и общественные здания на улицах Ленина, Металлургов, проспекте Победы, исполненные в едином стилистическом решении.
Грязовец. Дом купца Шелепина
История города Грязовца насчитывает 238 лет. Однако самое раннее упоминание об этом населенном пункте приходится еще на первую половину XVI века. В жалованной грамоте царя Ивана Грозного Корнильево-Комельскому монастырю, относящейся к 1538 году, среди прочих селений Комельской волости упоминается Грязивитцкой починок. Оказавшись на оживленной дороге из Москвы на Север и в Сибирь, починок со временем стал селом.
В 1780 году указом Сената село было преобразовано в уездный город Грязовец. План застройки города, утвержденный в 1781 году, представлял собой прямоугольную сетку улиц и кварталов.
Судьбу города определило его географическое положение – в 46 километрах к югу от Вологды, по дороге на Москву. Ежегодно в Грязовце проводились три ярмарки: Антоньевская, на которой торговали лошадьми, Петровская и самая крупная – Введенская. Ярмарки составляли главнейшую статью городского дохода.
Основным занятием большей части жителей Грязовца было земледелие. Из фабричных заведений наибольшее число имели красильни. В них окрашивали пряжу преимущественно в синюю краску и набивали на холст простые узоры.
Красильный промысел, увековеченный в городском гербе, стал угасать с середины XIX века и к началу следующего столетия остался далеко в прошлом.
Оживление в городскую жизнь внесла постройка в 1872 году железной дороги, связавшей Грязовец с Москвой, Ярославлем и Вологдой. После постройки железной дороги город стал постепенно благоустраиваться. Между вокзалом и центральной частью города выросли новые кварталы. Центром Грязовца являлась Соборная площадь.
К 1911 году численность населения города была более 3 тысяч человек. Основным занятием жителей оставалось земледелие, было развито маслоделие, сыроварение и льноводство, из промыслов преобладало кружевоплетение. В городе работал кожевенный завод. Из учебных заведений в Грязовце находились городское четырехклассное училище, приходское училище и женская гимназия.
После 1917 года Грязовец потерял свое былое торговое значение. Постепенно утратил размах кружевной промысел. Лишившись своих церквей, старинный городок на Московской дороге превратился в обычный районный центр Вологодской области.
Центральная историческая часть Грязовца представляет интерес как полностью воплощенный екатерининский план регулярной застройки, сохранившийся до наших дней с застройкой преимущественно каменными особняками конца XIX – начала XX веков. В центре и на окраинах разместились маленькие деревянные домики с резными наличниками.
Основные архитектурные достопримечательности Грязовца расположены в центре по улицам Карла Маркса и Ленина. На улице Ленина особо выделятся особняк П. И. Гудкова (XIX в.), в котором останавливался царь Александр I, а также здания торговых рядов. На пересечении улиц Ленина и К. Маркса расположен особняк купца Разумовского-Машалдина, построенный во второй половине XIX в, в котором располагается краеведческий музей.
Никольск. Бывшее здание земской аптеки
Город Никольск расположен на правом берегу реки Юг в 442 км восточнее города Вологды.
Основание Никольской слободки, предшественнице города, можно отнести к концу 15 столетия. Письменные источники именовали ее Никольским погостом или селом Никольским по названию издревле существовавшей Никольской церкви. В то время по Югу проходил торговый путь, соединявший бассейн Северной Двины с Ветлугой и Волгой.
В 1780 году Указом Екатерины II Никольск стал именоваться городом и уездным центром Вологодской губернии.
В конце XVIII века Никольск представлял собой поселение нерегулярной планировки. Поквартальное строительство города впервые предусматривалось генеральным планом от 16 января 1784 года.
На пересечении главных улиц около собора, на высоком берегу реки Юг, находилась центральная площадь. Именно с этого места открывалась вся панорама окружающей местности. Построение улиц подчинялось Сретенскому собору.
Никольск существовал как торговый центр с пристанью. Здесь строили баржи и отправляли их с грузами по воде в Архангельск.
В 1868 году верховными властями был утвержден новый план застройки Никольска из-за увеличения населения города. Впервые в документах появились названия улиц – Миллионная, Сретенская, Купеческая, Мелентьевская, Большая и Малая Дворянские и другие.
Главной улицей города всегда была Миллионная (в настоящее время – Советская). Здесь располагались дома известных никольских купцов, а также лавки и магазины. Средняя часть Миллионной улицы включает обширную площадь вокруг Сретенского собора. На Соборную площадь выходила вторая по значимости в городе Сретенская улица.
Высокая сохранность исторических зданий и устойчивая преемственность традиций в деревянной жилой застройке делает Никольск редким образцом города, практически полностью воспроизводящим целостную городскую среду XIX – начала XX веков.
Наиболее ценные объекты исторической застройки Никольска: Сретенский собор (конец XIX – начала XX веков) и комплекс культовых зданий, Казанская церковь (конец XIX века), здание бывшего духовного училища (1822 год) и земского управления (середина XIX века), дома купцов Ильина, Попова, Лешукова, торговцев Цыбасова, Шумилова, деревянный особняк В.В. Спирина, относящиеся к середине XIX – началу XX веков.
Вытегра. Церковь Сретения Господня
Вытегра – небольшой старинный город, расположенный на холмистых берегах одноименной реки, в 15 км от впадения ее в Онежское озеро, в 322 км от Вологды
В писцовой книге за 1496 год впервые упоминается Покровский-Вытегорский погост на реке Вытегре, с центром с. Анхимово. В XVI веке вытегорские крестьяне занимались земледелием: выращивали рожь, овес, лен, репу. Большим подспорьем оставались промыслы: охота, рыболовство, выплавка железа.
С основанием Петербурга большое значение приобретает водный путь от Рыбинска по реке Шексне, Белому озеру, реке Ковже, реке Вытегре, Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру, реке Неве - к Петербургу.
В 1710 году инженер Джон Перри, выполняя Указ Пертра I, произвел изыскания на водоразделе между Онежским и Белым озерами и составил проект канала. Государственным крестьянам было приказано селиться на берегу реки Вытегры в месте впадения ручья Вянг. Новое поселение получило название Вянгинская пристань. В 1776 году был утвержден генеральный план Вытегры.
Экономический и культурный расцвет Вытегры относится к первой трети XIX века и связан с вводом действие Мариинской водной системы. Положение Вытегры изменилось на столько, что поднимался вопрос о перенесении губернского центра из Петрозаводска в Вытегру.
В городе в этот период работают две полотняные фабрики, два свечно-сальных завода, два кирпичных, развивается лесная, мукомольная промышленность, строятся галиоты длиной от 50 до 70 футов, парусные, гребные суда. В городе активно ведется торговля, строятся каменные жилые здания по образцовым проектам. Именно в этот период сформировалась лучшая часть исторической застройки города, во многом сохранившаяся до наших дней и придающая городу индивидуальный образ.
Кварталы города, имевшие прямоугольную форму, располагались по обе стороны реки. Центральная часть горда с торговой площадью и Воскресенским проспектом (проспект Ленина) находилась на правом берегу. Здесь размещался гостиный двор, важня с пожарной вышкой, здание городского магистрата Управы и суда, Воскресенский собор (1797 год), каменные дома купцов. В 1873 году левый берег реки увенчала массивная пятиглавая Сретенская церковь.
Открытие железных дорог в России во второй половине XIX века перераспределило значительную часть грузов, перевозимых по Мариинской водной системе. Значение города Вытегры упало. Реконструкция Мариинского канала в конце XIX века привела к оживлению торговой, промышленной, строительной жизни Вытегры, но она осталась небольшим уездным городом.
Историческая часть Вытегры сохранила большую часть своей исторической планировки конца XVIII-XIX веков, а также каменную и деревянную застройку различных периодов. Гражданская и культовая архитектура Вытегры представляет большую историческую и художественную ценность как пример города, возникшего и развивавшегося по единому градостроительному замыслу и в сравнительно короткие исторические сроки.
Кадников. Ильинско-Засодимская церковь
Кадников – старинный русский город, расположенный на историческом торговом тракте, соединяющем Москву, Вологду и Архангельск. История возникновения поселения восходит к XV веку. Опасность продвижения людей и грузов по тракту, пролегающему по не обжитым дремучим лесам, требовала организации сторожевых постов. Такой сторожевой пост был учрежден в Кадниковской пустоши, ставшей впоследствии небольшой деревней. По указанию Екатерины II в 1780 году деревня была преобразована в город, который становится уездным городом Вологодской губернии.
В 1781 году был утвержден «План Вологодского наместничества городу Кадникову». План города представлял форму вытянутого прямоугольника, основная ось которого проходила по оси тракта Москва-Архангельск. Перпендикулярно этой оси проходила вторая поперечная ось, разделявшая на две равновеликие части территорию города. В центре пересечения осей была запроектирована центральная площадь с храмовым сооружением в центре. Регулярная планировка города была образована взаимно перпендикулярными улицами, застройка которых осуществлялась 1-2 этажными деревянными домами по периметру кварталов.
Вторая половина XVIII и первая половина XIX века были периодом наибольшего расцвета и развития жилого и общественного строительства. Выгодное положение на оживленном тракте способствовало развитию экономики города. Возникла местная промышленность, строились заводы: свечной, красильный, водочный. Развивались местные художественные промыслы: плетение кружев, вязание, шитье. В конце XVIII века открылись учебные заведения: приходское училище для мальчиков, открытое училище для девочек, появляются лечебница и общедоступная библиотека.
К началу XX века в Кадникове насчитывалось около 3000 жителей, несколько церквей, около 400 жилых домов, большая часть из которых были деревянные, большое количество торговых лавок, трактиров, амбаров.
Несмотря на утраты, современный Кадников сохранил самобытный исторический облик маленького старинного русского города с характерными жилыми и общественными зданиями, которые формируют сомасштабную человеку среду.
На территории города находится 17 объектов культурного наследия регионального значения, среди них: Собор Богоявления (I пол. XVIII в., 1881 г., нач. ХХ в.), Дмитриевская кладбищенская церковь (1826 г.), часовня Григорьево-Пельшемского монастыря (конец XVIII в.,1879-1882 гг.), дом Куташева с лавкой (1880-е годы), дом Малафеева ( II пол. XIX в.), магазин и склады Решетова ( II пол. XIX - нач. ХХ вв), дом Слугинова (1880 г.), дом Раева (1882 г.), торговые ряды ( II пол. XIX в.).
Верховажье. Дом купца Михаила Нератова
История Верховажья связана с развитием торгового пути из центра России к Белому морю. Впервые описание Верховажского погоста, как административного центра «Важской четверти», образованной в 1615 году, содержится в книге «Большой чертеж», составленной в 1627 году.
В начале XVII века посад представлял собой поселение с несколькими десятками жителями, которые выращивали хлеб, разводили скот, занимались ремеслами, вели торговлю. Погост развивался благодаря реке Ваге и Московско-Архангельскому тракту –
важнейшим путям сообщения с другими регионами Российского Севера. Не менее важную роль в развитии погоста сыграло образование Верховажской четверти и открытие четвертной администрации, а также появление династий именитых купцов.
К середине XVII века в поселении находилась три деревянных церкви, кружечный двор, земская ссудная изба, приказная, стоечная, караульная, богадельная избы, торговые лавки. Для ведения торговли имелась торговая площадь, где по воскресениям действовал торжок. Первое упоминание о Верховажском посаде относится к 1678 году.
Два последующих столетия были расцветом посада Верховажье. Растет население, развиваются промышленные производства, торговля, купечество строит каменные дома. В 1784 году появляется конфирмованный план Верховажского посада. В первой половине XIX века посад представлял собой 12 кварталов с одиннадцатью улицами (Большая и Малая Архангельские, Успенская, Екатерининская, Тотемская, Гостинодворская и др.) и двумя площадями. В 1798 году завершилось строительство каменной Успенской церкви, в 1813-м – каменной кладбищенской церкви, а также появилась каменная часовня Варламия Важского на берегу Ваги. Московско-Архангельский тракт проходил через Верховажье по трем улицам Московской, Успенской и Большой Архангельской.
Во время пожара, разразившегося в августе 1879 года, выгорела большая часть Верховажского посада. Современный облик Верховажье приобрело уже после пожара и определили его вновь отстроенные купеческие дома.
Центром села сегодня остается его исторически сложившаяся часть, сохранившая характер и выразительность своей объемно-пространственной композиции, со множеством исторически ценных объектов деревянной и каменной архитектуры.
Село Ферапонтово. Ферапонтов монастырь
Село Ферапонтово расположено в Кирилловском районе Вологодской области на высоком холме, среди двух живописных озер – Ферапонтовского и Паского (иногда встречается названия Спасское). На основании источников, датированных второй половиной XVII века, ранее поселение называлось подмонастырской слободой.
Подмонастырская слобода образовалось при Ферапонтове монастыре, основанном в XVI веке монахом Ферапонтом. Руками первых иноков, объединившихся вокруг Ферапонта, была выстроена в 1409 году небольшая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, а затем трапезная и кельи. Развитие монастыря в XV веке связано с именем игумена Мартиниана, видного церковного деятеля своего времени. В середине XV века Ферапонтов монастырь – один из центров просвещения Белозерского края.
Начало каменного строительства в монастыре связано с именем ростовского архиепископа Иосафа. За период XV – XVI веков построена значительная часть монастырских зданий. Возможно, что именно Иосаф пригласил талантливого Дионисия для росписи храма Рождества Богородицы, благодаря которым обитель обрела мировую известность.
В 1614 году Ферапонтов монастырь был разорен польско-литовскими отрядами.
Тяжким бременем легла на обитель забота о содержании опального патриарха Никона (1666-1676 гг). Сосланный сюда после низложения церковным собором, Никон не переставал надеяться на возвращение к власти и требовал патриарших почестей. По указанию Никона воздвигли в Ферапонтове особые хоромы, среди Бородаевского озера насыпали из камней остров в форме креста.
В конце XVII века Ферапонтов монастырь окончательно приходит в упадок. В 1798 году обитель была упразднена, а ее церкви сделаны приходскими. В XVIII-XIX веках древние здания подверглись варварским ремонтам и переделкам, а некоторые были уничтожены. В 1857 году обветшалую деревянную монастырскую ограду заменили каменной, которая частично дошла до нашего времени.
В начале XX века, в связи с 500-летием со дня основания, монастырь открылся вновь, но уже как женский. В 1908-1915 годах в нем были проведены восстановительные работы под руководством известных реставраторов.
Ныне Ансамбль Ферапонтова монастыря, XV-XIX вв. (филиал ФГУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) объект культурного наследия федерального значения, а также единственный на территории Вологодской области памятник, включенный в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ансамбль Ферапонтова монастыря и расположенное вокруг него село Ферапонтово – пример гармоничного единения с естественным окружающим ландшафтом, практически не изменившимся с XVII века. В застройке села преобладают рубленные деревянные одноэтажные жилые дома. На территории села имеются участки сохранившегося исторического озеленения старых усадебных территорий.