- История
- Экономика
- Бренды
- Статистика
- Культура
- Образование
- Здравоохранение
- Демография
- Туризм
- Символика
- Природа
- Карты
- Паспорт Вологодской области
- Фильм о Вологодской области
- Книги о Вологодской области
- Книга памяти
- Книга ветеранов
- Каталог воинских захоронений периода Великой Отечественной войны «Застывшие в граните»
- Губернатор
- Правительство области
- Администрация Губернатора Вологодской области
- Исполнительная власть
- Законодательное Собрание области
- Судебная власть
- Избирательная комиссия
- Контрольно-счётная палата области
- Координационные и совещательные органы
- Муниципалитеты
- Уполномоченный по правам ребёнка в Вологодской области
- Уполномоченный по правам человека в Вологодской области
- Представители Вологодской области в Федеральном Собрании Российской Федерации
- Доска почета
- Бабаевский муниципальный округ
- Бабушкинский муниципальный округ
- Белозерский муниципальный округ
- Вашкинский муниципальный округ
- Великоустюгский муниципальный округ
- Верховажский муниципальный округ
- Вожегодский муниципальный округ
- Вологодский муниципальный округ
- Вытегорский муниципальный район
- г. Вологда
- г. Череповец
- Грязовецкий муниципальный округ
- Кадуйский муниципальный округ
- Кирилловский муниципальный округ
- Кичменгско-Городецкий муниципальный округ
- Междуреченский муниципальный округ
- Никольский муниципальный округ
- Нюксенский муниципальный округ
- Сокольский муниципальный округ
- Сямженский муниципальный округ
- Тарногский муниципальный округ
- Тотемский муниципальный округ
- Усть-Кубинский муниципальный округ
- Устюженский муниципальный округ
- Харовский муниципальный округ
- Чагодощенский муниципальный округ
- Череповецкий муниципальный район
- Шекснинский муниципальный район
- Послание Президента Федеральному Собранию. Исполнение поручений
- Меры поддержки семей Вологодчины
- Сведения об уровне жизни
- Летний отдых детей
- Доступная среда
- Реестр учреждений, в которых проживают престарелые граждане, инвалиды и дети
- Детский телефон доверия
- Земельные участки для многодетных семей
- Капитальный ремонт многоквартирных домов
- Оказание бесплатной юридической помощи
- Информация по формированию независимой оценки качества социальных услуг в Вологодской области
- Социальная реклама
- Безопасность дорожного движения
- Подать жалобу на запрещенный в Интернете контент
- Памятка для граждан об ответственности за совершение преступлений террористического характера
- Инструкция по противодействию терроризму и действия в экстремальных ситуациях
- Министерство юстиции РФ
- Работа в Вологодской области
- Уполномоченный при Губернаторе Вологодской области по защите прав ветеранов и пенсионеров
- Горячие линии психологической поддержки
- Народный бюджет
- История
- Экономика
- Бренды
- Статистика
- Культура
- Образование
- Здравоохранение
- Демография
- Туризм
- Символика
- Природа
- Карты
- Паспорт Вологодской области
- Фильм о Вологодской области
- Книги о Вологодской области
- Книга памяти
- Книга ветеранов
- Каталог воинских захоронений периода Великой Отечественной войны «Застывшие в граните»
Торговля и услуги
Торговля – это серьезный индикатор социально-экономического развития Вологодской области, в котором отражается динамика потребления и платежеспособного спроса населения, эффективность государственной политики в области занятости, поддержки местных производителей, малого и среднего бизнеса.
В консолидированном бюджете области почти 10% поступлений приходится на поступления от торговли. Доля торговли в валовом региональном продукте составляет 12 %. Численность занятых в торговле равна почти 16% от общего количества занятых в экономике региона. Оборот розничной торговли по итогам 2021 года достиг 238,3 млрд. рублей, что на 4,3 % в сопоставимых ценах превышает показатель 2020 года.
Оборот розничной торговли, млрд. руб.
На территории Вологодской области функционирует около 9 тысяч объектов розничной торговли всех форматов. Основной акцент делается на развитие торговой инфраструктуры «шаговой доступности» во всех сегментах розницы, нацеленных на реализацию свежих продуктов питания и сельскохозяйственной продукции местного производства. Это, прежде всего, малые форматы торговли (в том числе небольшие магазины, нестационарная и мобильная торговля, фирменная торговля местных и региональных производителей продуктов питания, ярмарки, сельскохозяйственные рынки).
В настоящее время в реестр розничных рынков области включен 1 рынок (более 6 тыс.кв м).
Сегодня ярмарки – простая и важнейшая инфраструктура для роста предпринимательской активности в мелкой торговле, малом и среднем бизнесе и производстве.
Ярмарки позволяют максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары и, соответственно, дать толчок к увеличению их производства, а потребителю на регулярной основе получать свежую и доступную продукцию.
С целью сохранения положительного тренда в развитии ярмарочной торговли и повышения качественного уровня ярмарок, начиная с 2017 года, в регионе реализуется проект «Вологодская ярмарка».
Проект направлен на обустройство модельных ярмарочных площадок, путем возведения современных и практичных домиков для торговли на центральных площадях муниципальных образований области.
Проект реализуется методом предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований области на условиях софинансирования (75% - областной бюджет, 25% - бюджет органов местного самоуправления).
Также в рамках проекта осуществляется обустройство парков и скверов; благоустройство центральной части города; реконструкция дорожного покрытия улиц и ярмарочной площади; оформление входной группы ярмарки (арки). За пять лет реализации проекта на территории региона обустроено 11 ярмарочных площадок.
Действенным способом прямой дистрибуции для производителей продовольственных товаров является нестационарная (киоски, павильоны, лотки) и мобильная торговля (торговля с использованием специализированных автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств). На территории области по итогам 2021 года осуществляют деятельность 1296 павильонов и киосков и 585 мобильных торговых объектов.
Для удаленных и малонаселенных пунктов мобильная торговля - один из немногих, а порой единственный способ снабжения жителей товарами. В Вологодской области органам местного самоуправления муниципальных образований области предоставляются субсидии на компенсацию части затрат на горюче-смазочные материалы, произведенных при доставке товаров в малонаселенные и труднодоступные населенные пункты.
Также с 2019 года выделяются средства на компенсацию части затрат на приобретение специализированного автотранспорта для развития мобильной торговли (автолавок). Благодаря данному проекту в муниципальных образованиях области организациями и индивидуальными предпринимателями приобретено 48 новых автолавок. В 2021 году 75 % их стоимости компенсировались за счет средств областного и муниципальных бюджетов.
Главная цель проекта по автолавкам – это повышение уровня обслуживания жителей малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов при доставке товаров. Все автомобили оборудованы стеллажами, холодильниками, витринами, рукомойниками.
Оборот общественного питания по итогам 2021 года составил 10 млрд. руб., что на 17,3 % в сопоставимых ценах выше уровня 2020 года.
Оборот общественного питания, млрд. руб.
В области насчитывается 1,9 тыс. объектов общественного питания на 105 тысяч посадочных мест. Наиболее популярным типом заведений общественного питания в городах являются кафе и рестораны, в муниципальных образованиях области население продолжает пользоваться услугами столовых.
Такой положительной динамике способствует не только рост количества объектов общественного питания, но и активное развитие новых форматов торговли: еда на вынос, доставка готовых блюд на дом, кейтеринг, а также увеличение количества оказываемых ими дополнительных услуг: предоставление услуг Wi-Fi, организация детских, семейных праздников и других мероприятий, вызов такси для клиентов.
Таким образом, перспективой дальнейшего развития общественного питания в области должна стать многоформатность:
- развитие доступного массового питания для всех категорий населения в общедоступной сети;
- увеличение количества ресторанов и кафе с разными национальными кухнями;
- развитие придорожного сервиса;
- модернизация и укрепление материально-технической базы социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений.