Ликом светлы. Будущие иконописцы, студенты московского духовного училища, проходят практику в Вологодском музее-заповеднике.
22.05.2017

Более 23 тысяч музейных предметов, хранящихся в музее, требуют реставрации.
«У нас в штате семеро реставраторов темперной и масляной живописи, реставратор по дереву, по ткани и даже специалист по восстановлению архивных и документальных материалов, но работы хватает! — говорят работники музея. — Нам еще повезло, что в области с 1985 года открыт филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря, который помогает музею в реставрации».
В 2016 году специалисты центра отреставрировали около 250 музейных предметов из 7 музеев региона. Уровень проведенной работы настолько высок, что в музей постоянно приезжают студенты из московского духовного училища, которые после окончания станут иконописцами в храмах.
Как стать иконописцем
В этом году в вологодский музей-заповедник приехала студентка 2 курса Мария Розова. «Поступить в училище было очень сложно, — рассказывает Мария. — Нужно выдержать творческий экзамен. Конечно, важна художественная подготовка, уровень живописи и рисунка поступающего, но требуется еще, чтобы юноша или девица были верующими и воцерковленными. Желательно, чтобы они были несколько лет прихожанами храма». По словам Марии, перед поступлением в училище она исповедалась у духовника, который благословил ее. Желающих писать иконы, по словам девушки, очень много. В училище иконописи при Троице-Сергиевой лавре — примерно 10 человек на место, из более чем 100 претендентов выбирают 10-15 художников.
Мария еще не написала ни одной настоящей иконы, первая работа еще впереди: «Пока я работаю на картонных досках, которые с двух сторон покрываются от 7-10 слоев, затем шлифуются. Только потом я делаю копию, либо сама составляю образ на основе уже имеющихся образцов. Этим летом я должна написать икону на липовой доске, как полагается». Впереди у студентки на выбор еще несколько лет учебы (будущие иконописцы учатся до пяти лет в училище), и она ездит в музеи страны на практику. Богатая коллекция икон в вологодском музее-заповеднике и работа реставраторов помогает ей понять секреты мастерства иконописцев.
Сохранить авторство
А секретов — огромное количество. К примеру, чтобы реставрировать икону, по словам реставратора темперной живописи музея-заповедника Ольги Соколовой, приходится фотографировать и прибегать к макросъемке. При работе зачастую требуется микроскоп. «Реставраторы не дорисовывают старинные иконы, они прибегают при научной реставрации к помощи кальки, тонкой пленки, которая дает возможность восполнить тонкие линии и иконографический сюжет. В результате икона сохраняет авторскую живопись», — объясняет специалист. Икона, над которой сейчас работает Ольга Владимировна, из Спасо-Прилуцкого монастыря. Она датирована 1750 годом.
«Эту икону в 30-е годы прошлого века сбросили с колокольни. После закрытия церквей не все иконы были переданы в музей, часть была укрыта в неприспособленных местах», — говорит Соколова.
Интересно, что именно благодаря реставраторам были спасены многие иконы, которые стали гордостью Вологодского кремля. Так, знаменитый вологодский реставратор Николай Федышин и его семья нашли и сохранили десятки икон. «Благодаря ему и его коллегам в Череповце мы имеем такую богатую коллекцию, которая делает из студентов духовного училища настоящих иконописцев», — считают реставраторы.
Марина Чернова
Источник: http://premier.region35.ru/archive/2017/05/np1018/s10.html