- История
- Экономика
- Бренды
- Статистика
- Культура
- Образование
- Здравоохранение
- Демография
- Туризм
- Символика
- Природа
- Карты
- Паспорт Вологодской области
- Фильм о Вологодской области
- Книги о Вологодской области
- Книга памяти
- Книга ветеранов
- Каталог воинских захоронений периода Великой Отечественной войны «Застывшие в граните»
- Губернатор
- Правительство области
- Администрация Губернатора Вологодской области
- Исполнительная власть
- Законодательное Собрание области
- Судебная власть
- Избирательная комиссия
- Контрольно-счётная палата области
- Координационные и совещательные органы
- Муниципалитеты
- Уполномоченный по правам ребёнка в Вологодской области
- Уполномоченный по правам человека в Вологодской области
- Представители Вологодской области в Федеральном Собрании Российской Федерации
- Доска почета
- Бабаевский муниципальный округ
- Бабушкинский муниципальный округ
- Белозерский муниципальный округ
- Вашкинский муниципальный округ
- Великоустюгский муниципальный округ
- Верховажский муниципальный округ
- Вожегодский муниципальный округ
- Вологодский муниципальный округ
- Вытегорский муниципальный район
- г. Вологда
- г. Череповец
- Грязовецкий муниципальный округ
- Кадуйский муниципальный округ
- Кирилловский муниципальный округ
- Кичменгско-Городецкий муниципальный округ
- Междуреченский муниципальный округ
- Никольский муниципальный округ
- Нюксенский муниципальный округ
- Сокольский муниципальный округ
- Сямженский муниципальный округ
- Тарногский муниципальный округ
- Тотемский муниципальный округ
- Усть-Кубинский муниципальный округ
- Устюженский муниципальный округ
- Харовский муниципальный округ
- Чагодощенский муниципальный округ
- Череповецкий муниципальный район
- Шекснинский муниципальный район
- Послание Президента Федеральному Собранию. Исполнение поручений
- Меры поддержки семей Вологодчины
- Сведения об уровне жизни
- Летний отдых детей
- Доступная среда
- Реестр учреждений, в которых проживают престарелые граждане, инвалиды и дети
- Детский телефон доверия
- Земельные участки для многодетных семей
- Капитальный ремонт многоквартирных домов
- Оказание бесплатной юридической помощи
- Информация по формированию независимой оценки качества социальных услуг в Вологодской области
- Социальная реклама
- Безопасность дорожного движения
- Подать жалобу на запрещенный в Интернете контент
- Памятка для граждан об ответственности за совершение преступлений террористического характера
- Инструкция по противодействию терроризму и действия в экстремальных ситуациях
- Министерство юстиции РФ
- Работа в Вологодской области
- Уполномоченный при Губернаторе Вологодской области по защите прав ветеранов и пенсионеров
- Горячие линии психологической поддержки
- Народный бюджет
- История
- Экономика
- Бренды
- Статистика
- Культура
- Образование
- Здравоохранение
- Демография
- Туризм
- Символика
- Природа
- Карты
- Паспорт Вологодской области
- Фильм о Вологодской области
- Книги о Вологодской области
- Книга памяти
- Книга ветеранов
- Каталог воинских захоронений периода Великой Отечественной войны «Застывшие в граните»
Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы 1490 г.— 130 кв. м., стенопись Дионисия, 1502 г.— 600 кв. м., Ферапонтов монастырь
Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы — первая каменная постройка Белозерья и монастыря, представляющая первоклассный образец оригинальной ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестовокупольный, трехапсидный храм имеет легкие стройные пропорции, подчеркнутые вертикалями лопаток-пилястр и постановкой здания на подклете. Его объем завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясом из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу — поясом с тератологическим и растительным орнаментом. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка.
Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. Роспись, состоящая из композиций, занимает все поверхности стен, сводов, столпов, софитов окон и дверей. Наружная роспись собора располагается в центральной части западной стены и в нижней части южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.
Стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — единственная роспись великого русского мастера Дионисия, дошедшая до нашего времени в полном составе и подлинном виде. Об его авторстве свидетельствует надпись, сохранившаяся в софите северной двери: «В лето 7010-е месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа, начата, бысть потписыватца сия церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, всех царю, избави их, Господи, мук вечных».
Роспись осуществлялась сверху вниз порядно, о чем свидетельствуют нахлесты левкасных дневных швов. Подчиняя размеры и пропорции живописных композиций архитектурным членениям храма, Дионисий достигает неповторимой гармонии в воплощении образа храма как Царствия Небесного.
Наружные росписи на западной стене, отображая на плоскости объемное распределение сюжетов внутри собора, представляют тему вхождения в Царствие Небесное через образы Деисуса и Рождества Богородицы. Композиция в нижней части южной стены посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря.
Внутри собора росписи выполнены в соответствии с каноном православных стенописей ХV-XVI в. сверху вниз порядно. В барабане — Христос-Вседержитель, под ним — архангелы и праотцы, в парусах — евангелисты, в щеках подпружных арок — Учение отцов церкви, в сводах — евангельские сцены, на западной стене — Страшный суд, на уровне окон четверика — композиции на текст акафистного гимна, самого раннего из сохранившихся в русских стенописях, ниже — Вселенские соборы, на столпах — воины-мученики, в алтарных апсидах — Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец, внизу, по периметру стен и столпов — полотенца с орнаментами.
Изящество и легкость рисунка, удлиненные пропорции, подчеркивающие невесомость парящих в Небесах святых, изысканные, излучающие неземной свет краски, определяют неповторимость ферапонтовской росписи Дионисия.