Меню
Array ( [0] => Array ( [TEXT] => Биография [LINK] => /gubernator/biografiya/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Биография ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [1] => Array ( [TEXT] => Контакты [LINK] => /gubernator/ [SELECTED] => 1 [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 1 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Контакты ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [2] => Array ( [TEXT] => Полномочия [LINK] => /gubernator/polnomochiya/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 2 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Полномочия ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [3] => Array ( [TEXT] => Прямая речь [LINK] => /gubernator/prjamaja_rech/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 3 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Прямая речь ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [4] => Array ( [TEXT] => Фотографии для СМИ [LINK] => /fotogalereja/6097/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 4 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Фотографии для СМИ ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [5] => Array ( [TEXT] => Фотохроника [LINK] => /fotogalereja/395/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 5 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Фотохроника ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [6] => Array ( [TEXT] => Обращения граждан [LINK] => https://epog.gov35.ru/form-request/ [SELECTED] => [PERMISSION] => Z [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 6 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Обращения граждан ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [7] => Array ( [TEXT] => Пресс-служба Губернатора [LINK] => /gubernator/press_sluzhba_gubernatora/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 7 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Пресс-служба Губернатора ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [8] => Array ( [TEXT] => Новости Губернатора [LINK] => /gubernator/novosti_gubernatora/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 8 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Новости Губернатора ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [9] => Array ( [TEXT] => Стратегия 2.0 [LINK] => /strategiya-2-0 [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => P [ITEM_INDEX] => 9 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Стратегия 2.0 ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) ) 1

Архив выступлений и интервью

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6

Выступления, интервью

«О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»

18.02.2014

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Прежде всего, разрешите поблагодарить всех, кто принимал участие в подготовке к заседанию президиума Государственного совета.

Рабочей группой рассмотрены и обобщены материалы и предложения, поступившие из всех 83 субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общественных, научно-исследовательских организаций, изучены мнения экспертного сообщества, проведен анализ уровня и качества жизни семей с детьми, реализации направлений государственной политики в сфере семьи, материнства и детства.

В последние годы в России в целях укрепления семьи как основы государства и формирования условий, при которых семья могла бы чувствовать себя защищенной и уверенной в будущем, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства.

Данные меры позволили обеспечить рост заработной платы работников бюджетных учреждений, улучшить положение дел в сфере охраны здоровья женщин и детей, семейного устройства детей-сирот, повысить доступность дошкольного образования.

Важной и результативной мерой поддержки, предоставляемой как на федеральном, так и на региональном уровне, стал материнский капитал.

В развитие федеральных мер в большинстве субъектов Российской Федерации введены дополнительные меры поддержки в виде пособий в повышенном размере на ребенка из многодетной семьи, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и иные меры поддержки.

Безусловно, реализуемая сегодня государственная политика в сфере семьи, материнства и детства, направлена на создание благоприятной основы для устойчивого развития страны.

Вместе с тем, рабочая группа отмечает, что, несмотря на позитивные тенденции, в рассматриваемой сфере сохраняется ряд серьезных проблем, а значит, система государственной поддержки нуждается в дальнейшем совершенствовании. Она должна быть адекватной вызовам времени.

Наиболее острой проблемой, характерной для большинства регионов, является дефицит доходов семей с детьми.

Рождение ребенка усиливает для семьи риски попасть в категорию бедных. По данным Росстата с 2010 по 2012 годы доля малоимущих семей с детьми выросла на 4,7%, при том, что общая доля бедного населения в России снизилась (использованы данные Росстата о малоимущих семьях (10,9% от общей численности населения в 2012 году) – это семьи, имеющие доходы ниже прожиточного минимума)

По данным экспертов, ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей, возрастает по мере увеличения числа детей в семье:
на 16%  - среди полных семей с 1 ребенком;
на 30% - среди полных семей с 2-мя детьми;
на 50%  для полных семей с 3-мя детьми и более.  
(точка отсчета – первоначальный уровень жизни конкретной семьи до рождения ребенка и после:
Например, в 2012 году потребительские расходы на 1 ребенка в возрасте до 16 лет в месяц составили:
в семье с одним ребенком – 11897,1 рублей;
в семье с двумя детьми – 9918,1 рублей (-16,6% в сравнении с семьей с одним ребенком);
в семье с тремя детьми – 6003,0 рублей (- 50% в сравнении с семьей с одним ребенком);
в семье с четырьмя и более детей – 3380,8 рублей (- 71,6% в сравнении с семьей с одним ребенком))

Не так давно появилась новая мера социальной поддержки - ежемесячное денежное пособие семьям при рождении третьего или последующих детей. (Выплата установлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 года № 600. В Вологодской области – законом области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»)

Эта мера уже доказала свою эффективность. Но, как Вы только что отметили, Владимир Владимирович, в субъектах существует разница: в одних в качестве критерия применяется прожиточный минимум, в других - среднедушевой доход, что не совсем соответствует принципу социальной справедливости. Введение размера среднедушевого дохода семьи в качестве единого критерия нуждаемости в данной выплате снимет эту проблему, но потребует от части регионов значительных финансовых затрат.

Одним из направлений поддержания экономической устойчивости семьи, повышения уровня ее доходов является создание условий занятости. Проблема совмещения родителями семейных и профессиональных обязанностей тесно связана с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку процент необеспеченности местами остается высоким.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации по итогам 2013 года очередь в дошкольные учреждения для детей от трех до семи лет ликвидирована только в одиннадцати субъектах Российской Федерации - в Амурской, Владимирской, Оренбургской, Магаданской, Новгородской, Тюменской, Калужской областях, Ненецком и Чукотском автономных округах, Республике Карелия, Санкт-Петербурге

В соответствии с Вашим Указом от 7 мая 2012 года № 599 эта проблема должна быть решена к 2016 году. Считаем, что темп работы по данному направлению необходимо ускорить.

Потребность семей в местах в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте до 3 лет оценивается экспертами как не менее значимая, чем для детей в возрасте старше трех лет. Доля детей до трех лет составляет 77,3% от общего числа детей, нуждающихся в устройстве в детские сады.

К примеру, по данным Роспотребнадзора, в настоящее время ясельные группы сохранены менее чем в 50% дошкольных образовательных учреждений страны. При этом численность детей в возрасте от полутора до трех лет, нуждающихся в этой услуге в 2013 году, составляет 1 млн. 600 тыс. детей.

Кроме этого еще одной важнейшей проблемой остается отсутствие жилья и высокая нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Жилье – одна из основных предпосылок молодых семей к рождению детей, наиболее значимое социальное благо, о чем свидетельствует востребованность всех принимаемых государством мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми. Только один факт – 96,6% от всех получателей материнского капитала в 2012 году направили его на улучшение жилищных условий.

В ряде субъектов Российской Федерации предоставляется региональная поддержка молодых и многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, например в 23 регионах предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения.

Но, очевидно, что принимаемые государством меры пока еще не привели к желаемому результату. Потребность семей в улучшении жилищных условий в целом по стране остается высокой.

Проблема дефицита доходов семей с детьми во всех ее аспектах  нуждается, несомненно, в комплексном решении.

Первое. Необходимо развитие системы поддержки, направленной на повышение экономической активности самой семьи, что будет способствовать предотвращению социального иждивенчества и безответственности.

Регионы с готовностью начали работу по введению нового вида помощи малоимущим семьям на основе «социального контракта», условиями которого являются обязанность родителей по обеспечению своей занятости, ухода, присмотра и воспитания детей.

Соответствующий федеральный закон был принят в декабре 2012 года.

По итогам ранее проведенного Минтрудом России эксперимента в отдельных субъектах Российской Федерации, среднемесячный доход в семьях, получивших поддержку на условиях социального контракта, увеличился в 1,5 – 2,0 раза.

Не вызывает сомнений, что этот вид помощи нужно развивать. И одним из перспективных направлений здесь может стать участие бизнеса: в ряде случаев работодатели могут выступать в качестве третьей стороны социального контракта, например, оказывая поддержку в профессиональной подготовке и последующем трудоустройстве граждан.

В нашей области мы также мы планируем проведение эксперимента по дополнительной поддержке семей с 8-ю и более детьми. Фактически это предоставление одному из многодетных родителей возможности одновременно с процессом воспитания своих детей зарабатывать пенсию, т.к. кроме пособия область будет перечислять страховые взносы в Пенсионный фонд для формирования накопительной части пенсии этих граждан.

Эксперимент проводится для многодетных семей из 5 сельских районов области. В эксперименте примут участие 6 семей из 5 районов области, в этих семьях всего 53 ребенка.

Решение о проведении эксперимента именно для отдельных семей с 8 и более детьми принято, в том числе с учетом необходимых дополнительных средств.

Размер ежемесячного вознаграждения для каждой семьи будет индивидуальным (доплата на каждого ребенка в семье до величины прожиточного минимума). Сумма выплат многодетной семье в год ориентировочно составит от 128,0 тыс. рублей до 787,0 тыс. рублей – в зависимости от состава каждой конкретной семьи и ее доходов.

Расходы в год проведения эксперимента – 3 млн.руб. (2014 год).

Если подобное вознаграждение ввести для многодетных семей с меньшим числом детей расходы предварительно оцениваются для семей с 5 и более детьми (460 семей) - 230 млн. руб. в год
Условиями специального договора будут предусмотрены обязательства семьи: по поиску работы и трудоустройству второго родителя, если он не трудоустроен, ведению семьей подсобного хозяйства, всестороннему развитию детей и т.д.

Вологодская область во взаимодействии с Минтрудом России и бизнес-сообществом могла бы стать одной из экспериментальных площадок для отработки данных инновационных технологий.
Второе. Путями решения проблемы дефицита мест в детских садах может стать создание негосударственных дошкольных образовательных учреждений и повсеместное развитие вариативных форм ухода и присмотра за детьми.

Этому будет способствовать принятое во исполнение Вашего, Владимир Владимирович, поручения постановление об утверждении нового СанПина, регулирующего вопросы создания групп семейного типа, ухода и присмотра.

Третье. О жилье. Одним из вариантов решения жилищных проблем молодой семьи может стать расширение практики и механизмов применения специальных условий ипотечного кредитования, формирование которых предусмотрено Указом Президента от 7 мая 2012 года № 600. (В соответствии с п. 2 «б» Указа Президента РФ от 7.05.2012 № 600 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до сентября 2012 г. необходимо:  обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы)

Сегодня в области мы прорабатываем данный вопрос и совместно с кредитными организациями планируем реализовать пилотный проект «Социальная ипотека для молодых семей», в основу которого заложен  принцип снижения процентной ставки по ипотечным кредитам в связи с рождением детей. Молодой семье, имеющей одного или нескольких детей, будет предоставляться возможность приобретения жилья в ипотеку на специальных условиях, а рождение каждого последующего ребенка будет давать право на существенное снижение процентной ставки по кредиту.

Обеспечение жильем молодой семьи на вышеназванных условиях позволит не откладывать рождение детей на более поздний возраст, планировать репродуктивное поведение на долгосрочный период, не отказываться от рождения следующих детей в связи с высокими выплатами по кредиту и  в конечном итоге укрепит семью. Условиями получения социальной ипотеки будут являться: зарегистрированный брак, возраст супругов до 35 лет; наличие ребенка в семье.

Рассчитываем заинтересовать не только кредитные организации и застройщиков жилья, у которых возрастет число покупателей, но и крупный бизнес, который сегодня нуждается в наличии стабильного состава квалифицированных кадров и будет заинтересован в предоставлении дополнительных преференций своим работникам при вступлении их в программу социальной ипотеки.

Еще одной острой проблемой, характерной для большинства регионов страны, является недостаточный уровень поддержки социально уязвимых семей с детьми.

По мнению рабочей группы, в системе поддержки данной категории семей в настоящее время ведущую роль играет монетарный подход, который не в полной мере решает проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства.

Об этом свидетельствуют низкие темпы снижения доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в численности детского населения. Проблему иллюстрирует изменение возрастной структуры банка данных детей-сирот: 70% – это дети в возрасте старше 10 лет, которых гораздо сложнее устроить в приемные семьи. В Вологодской области на 1 января 2014 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 5469 человек (2012 год – 5600 чел., 2011 год – 5756 человек). Продолжает сохраняться тенденция сокращения числа детей данной категории ежегодно на 2 %.
Снизилась доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей Вологодской области с 2,22 % (2011 год) до 2,11 % (2013 год).
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи граждан за год, снизилось с 653 чел. в 2011 году до 501 чел. в 2012 году, повысилось до 646 чел. в 2013 году.
Увеличилась на 1,5 % доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях граждан (74 % - 2011 год, 74,8 % - 2012 год,  75,5 % - 2013 год).

Очевидно, что нужны действенные технологии сохранения социальной, воспитательной, экономической функции семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, такие, когда поддержка семье предоставляется комплексно, как говорится, «всем миром». Мы изучили опыт регионов, и такие примеры есть.

Социальная программа «Дорога к дому», реализуемая по инициативе и при участии ОАО «Северсталь», является эффективным инструментом комплексной поддержки семей. Она объединила в решении общих проблем ресурсы бюджетной сферы субъектов Российской Федерации, коммерческой компании, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, структур гражданского общества, волонтеров и самих семей и быстро получила развитие в регионах присутствия металлургического холдинга.

Результатом этой целенаправленной работы являются новые приемные семьи; ответственные родители и счастливые дети.

Второй пример, рассматриваемый как часть комплексной работы в рамках программы Дорога к дому - деятельность реабилитационного центра «Преодоление», который Вы, уважаемые члены Государственного совета, сегодня посетили. Применяемая центром уникальная система сопровождения детей-инвалидов и их семей, в период от рождения таких детей до их совершеннолетия, позволяет обеспечить социализацию детей-инвалидов в обществе. Кроме этого учреждение выполняет функции учебно-методического центра и оказывает дистанционные услуги семьям с детьми-инвалидами, проживающим в сельских районах области. Мы готовы поделиться этим опытом со всеми регионами России.

Этот опыт может быть использован для разработки системы комплексной профилактики семейного неблагополучия и поддержки семей с детьми-инвалидами на основе объединения ресурсов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, региональных и корпоративных ресурсов, ресурсов некоммерческих организаций и волонтеров.

По мнению рабочей группы, истоками многих семейных проблем, в том числе и демографических, является девальвация традиционных ценностей семьи. Сегодня растет количество незарегистрированных браков, практически нет положительной динамики в количестве разводов, хотя есть и плюсы: снижается количество детей, рожденных вне брака. Поэтому крайне важно принять меры по повышению качества и увеличению количества времени трансляции программ, пропагандирующих традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни, осознанное родительство на федеральных и региональных каналах телевидения и радиовещания.

Формирование гармонично развитой, социально-ответственной, семейно-ориентированной личности, это один из важнейших приоритетов системы образования.

Новая концепция дополнительного образования, разработанная профильным министерством совместно с Министерством культуры и Министерством спорта должна способствовать решению этой задачи. Министерством образования определены регионы в качестве федеральных пилотных площадок для апробирования новой образовательной модели. Рабочая группа поддерживает идеологию, закрепленную в проекте концепции, и мы рады, что Вологодская область вошла в число пилотных.

Несомненно, особая роль должна принадлежать формированию среды, дружественной для семей с детьми: информационной, культурной, досуговой, спортивной, образовательной.
На государственном уровне необходимо повышение статуса семей, в основе которых прочность брачных отношений, здоровое материнство, значимость родственных уз, уважение старших, многодетность. Особо хочется отметить необходимость возрождения ответственного отцовства. 

Конечно, все это должно делаться с учетом этнических и конфессиональных особенностей населения.

Уважаемый Владимир Владимирович! По мнению рабочей группы, сегодня необходим пересмотр позиции государства как монополиста на рынке социальных услуг и вовлечение в эту сферу иных субъектов: некоммерческих организаций, социально-ориентированного бизнеса, граждан. Опыт регионов показывает – это возможно!

Уважаемые коллеги! В завершении выступления хотелось бы подчеркнуть, что система поддержки семьи должна выстраиваться на основе комплексного, целенаправленного подхода. Для того чтобы преодолеть вызовы ближайших десятилетий, семья, государство, гражданское общество, бизнес-структуры, средства массовой информации должны стать партнерами в решении этой важнейшей государственной задачи.

Благодарю за внимание.

Возврат к списку