Меню
Array ( [0] => Array ( [TEXT] => Биография [LINK] => /gubernator/biografiya/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Биография ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [1] => Array ( [TEXT] => Контакты [LINK] => /gubernator/ [SELECTED] => 1 [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 1 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Контакты ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [2] => Array ( [TEXT] => Полномочия [LINK] => /gubernator/polnomochiya/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 2 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Полномочия ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [3] => Array ( [TEXT] => Прямая речь [LINK] => /gubernator/prjamaja_rech/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 3 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Прямая речь ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [4] => Array ( [TEXT] => Фотографии для СМИ [LINK] => /fotogalereja/6097/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 4 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Фотографии для СМИ ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [5] => Array ( [TEXT] => Фотохроника [LINK] => /fotogalereja/395/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 5 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Фотохроника ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [6] => Array ( [TEXT] => Обращения граждан [LINK] => https://epog.gov35.ru/form-request/ [SELECTED] => [PERMISSION] => Z [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 6 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Обращения граждан ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [7] => Array ( [TEXT] => Пресс-служба Губернатора [LINK] => /gubernator/press_sluzhba_gubernatora/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 7 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Пресс-служба Губернатора ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [8] => Array ( [TEXT] => Новости Губернатора [LINK] => /gubernator/novosti_gubernatora/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 8 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Новости Губернатора ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [9] => Array ( [TEXT] => Стратегия 2.0 [LINK] => /strategiya-2-0 [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => P [ITEM_INDEX] => 9 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Стратегия 2.0 ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) ) 1

Архив выступлений и интервью

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6

Выступления, интервью

Губернатор Вологодской области О.Кувшинников: "Настрой для команды"

12.10.2012

Вологодская область существенно интегрирована в российское и международное экономическое пространство, поэтому нестабильность на финансовом и промышленном рынках повлияла на темпы развития региона. Губернатор Олег Кувшинников рассказал «Эксперту С-З» о том, как правительство региона намерено диверсифицировать экономику области и какой прогноз принят за основу при формировании бюджета.

- С какими экономическими показателями Вологодская область завершила первое полугодие? Каков ваш прогноз по ее социально-экономическому развитию до конца 2012 года?

– По отдельным показателям наблюдается рост. Например, инвестиции в основной капитал увеличились в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Оборот розничной торговли превысил уровень первых шести месяцев 2011 года на 13,5% вследствие увеличения реальной заработной платы и расширения потребительского кредитования.

Но в целом это было сложное для экономики региона полугодие. Дело в том, что в 2012 году рост промышленного производства начал замедляться. Его индекс составил 98,8%. На первый взгляд, это объясняется просто: в предыдущие годы рост был обусловлен преодолением падения экономики, которое произошло в 2009 году. Но дело еще и в том, что сейчас мировая экономика входит в зону торможения, и мы не останемся в стороне от этого процесса. В особенности это касается металлургического и химического комплексов – ключевых отраслей региона.

Индекс производства в металлургии по итогам полугодия составил 98,2%. Внешний спрос на черные металлы сокращается в условиях замедления экономической активности в мире, а внутренний спрос оказался недостаточным для поддержания высоких темпов роста. Все это приводит к снижению объемов реализации металлургической продукции, а также к падению цен. По итогам шести месяцев экспортные цены на прокат черных металлов уменьшились примерно на 10% по отношению к прошлому году, а внутренние цены остались практически на том же уровне.

Индекс производства в химической отрасли по итогам первой половины года – всего 102,6%. При этом цены на минеральные удобрения на внешних рынках (а около 80% продукции наших химических предприятий реализуется на экспорт) по сравнению с аналогичным периодом 2011-го снизились на 5%. Но в целом мы рассчитываем, что промышленное производство в области в этом году останется на уровне предыдущего года с небольшими колебаниями, в частности в металлургии – снижение на 1%, в химическом комплексе – рост в пределах 3%.

Во втором полугодии ожидается некоторое замедление темпов роста инвестиций и зарплат, что связано с высокой базой второго полугодия 2011 года – именно в тот период была повышена заработная плата в бюджетной сфере, а также произведены три четверти годового объема инвестиций. В результате реальный рост заработной платы составит 108,6%, а в экономику области поступит 123,7 млрд рублей инвестиций, что больше прошлогодних на 5%.

Причины замедления

– Есть ли неожиданные показатели, например где-то они оказались хуже ожидаемых?

– Можно сказать, что наши осторожные прогнозы сбываются. В каких-то сферах они чуть больше, в каких-то – чуть меньше. Мировое сообщество столкнулось с первыми признаками возобновления кризисных явлений еще во второй половине прошлого года, поэтому мы выбрали консервативный вариант прогноза развития экономики области в этом году. Но говорить об итогах года, на мой взгляд, пока рано. Во многом они будут зависеть от того, насколько негативной станет эта осень для глобальной экономики.

– Ранее вы заявляли о негативных тенденциях, связанных с финансовой ситуацией в области, и прежде всего в бюджетной сфере. Как сейчас обстоят дела в этой сфере?

– Доходная база бюджета области осталась на уровне, сопоставимом с 2011 годом. Правительство области принимает меры по обеспечению сбалансированности бюджета. Проведена работа по оптимизации расходов областного бюджета на 3,4 млрд рублей. За семь месяцев текущего года в региональный бюджет поступило 24,2 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов. Рост к прошлому году составил только 2,4% – его темпы замедлились почти в шесть раз по сравнению с 2010-2011 годами. Главная причина замедления – сокращение поступлений налога на прибыль: по сравнению с январем-июлем прошлого года его сбор снизился на треть.

Проблемы с налогом на прибыль фиксируются и в целом по РФ, что связано с ухудшением финансового состояния предприятий, подтверждаемого их отчетностью и официальной статистикой. Вследствие ухудшения конъюнктуры рынка металлов и удобрений по итогам первого полугодия текущего года рентабельность продаж у наших металлургов упала более чем вдвое, в агрохимии – в полтора раза.

Непростой бюджет

– В настоящее время начинается работа над региональными бюджетами на 2013 год. Каким этот бюджет станет для Вологодской области – бюджетом развития или консервации достигнутого?

– Формирование бюджета 2013 года проходит в непростой экономической ситуации, которая ограничивает возможности нашего развития. Основываясь на оценках экспертов и крупнейших налогоплательщиков региона, мы строим прогноз доходной базы бюджета на основе пессимистического сценария развития социально-экономической ситуации. Для этого под моим председательством проходит защита бюджетов органов власти. Руководители отраслей как распорядители бюджетных средств должны не только представить программу финансирования своей отрасли, но и обосновать ее, защитить показатели эффективности и приоритетные направления развития. Основные принципы формирования бюджета будущего года – обеспечить стабильное функционирование бюджетной сферы, снизить госдолг и решить задачи, поставленные президентом.

В 2013 году планируем погасить задолженности по бюджетным кредитам и займам кредитных организаций более чем на 6 млрд рублей, а также амортизационную часть облигационного займа – это еще 0,5 млрд. На повышение зарплат работникам образования дополнительно потребуется 2,8 млрд рублей. Привлечение новых заимствований будет осуществляться исключительно в целях реструктуризации областного государственного долга.

– Ощущаете ли вы отток иностранных инвесторов в условиях ставшего перманентным глобального кризиса?

– В 2011 году Вологодская область заняла второе место среди регионов Северо-Западного федерального округа по объему поступивших иностранных инвестиций. В прошлом году в экономику региона поступило более 1 млрд долларов иностранных инвестиций. Однако стоит уточнить, что более 90% финансирования – кредитные ресурсы, предоставленные на возвратной основе для пополнения оборотных средств предприятий металлургической и химической отраслей. Наш прогноз – инвестиционные программы металлургов и химиков будут сокращены в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках.

– Хотелось бы узнать ваше отношение к инфраструктурным проектам, реализуемым с участием государственного и частного капитала на условиях партнерства.

– Поскольку это партнерство, оно должно осуществляться на взаимовыгодных условиях. Для государства выгода – в привлечении средств частного инвестора, его компетенций и технологий для реализации функций, которые традиционно закреплены за ним. Для инвестора – в возможности получения стабильного бизнеса с приемлемой доходностью. Сегодня чаще всего инвестор отвечает только за строительство объекта, государство же заинтересовано в том, чтобы частный партнер не только создавал объект инфраструктуры, но и эксплуатировал его в течение длительного срока, как это происходит в других странах. Следует отметить, что у Корпорации развития Вологодской области находятся в работе несколько инфраструктурных проектов на основе партнерства власти и бизнеса, реализация которых позволит привлечь дополнительные инвестиции в общественно значимые объекты региона.

Обеспечить адекватный доступ

– Формирование городской среды вокруг промышленного объекта носит явный риск – ухудшение социальных условий, если градообразующее предприятие испытывает экономические сложности. Как минимизировать подобные риски?

– Диверсифицировать экономику таких городов, совершенствовать их инфраструктуру, создавать альтернативные рабочие места, развивать малый бизнес, привлекать инвесторов, а также модернизировать основное производство, если есть хоть какой-то шанс сделать его конкурентоспособным.

В Вологодской области пример такой работы – город Сокол. Он стал одним из первых городов России, вошедших в федеральную программу поддержки, и вошел в список 27 монопрофильных территорий с высокой степенью проявления кризисной ситуации. В рамках комплексного инвестиционного плана модернизации Сокола за предшествующие два года поступления из федерального и областного бюджетов превысили 1 млрд рублей. (Для сравнения: в 2006-2008 годах бюджетная финансовая поддержка города составляла от 20 до 70 млн рублей.) За счет этих средств проводились модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, капитальный ремонт многоквартирных жилых домов. Малый и средний бизнес также получил бюджетные средства на свое развитие.

Градообразующие предприятия города подверглись серьезной модернизации на основе продуктовой и технологической диверсификации. На Сокольском деревообрабатывающем комбинате реализуется проект по развитию мощностей по производству домов из клееного бруса, каркасно-панельных домов и комплектующих материалов. Завершен первый этап проекта, цель которого – формирование новой линейки клееных изделий, на стадии реализации – второй этап, результатом которого станет увеличение производственных мощностей (рост выпуска клееных изделий до 105 тыс. кубометров в год).

На Сухонском целлюлозно-бумажном комбинате проводится реконструкция бумажного производства. Реконструирована бумагоделательная машина №2, ведется монтаж новой бумагоделательной машины мощностью 150 тыс. тонн тарного картона в год (ввод в эксплуатацию ожидается в 2013 году), смонтирована третья линия по изготовлению древесноволокнистых плит. Запланировано также восстановление варочного производства целлюлозы мощностью до 120 тыс. тонн в год.

В рамках модернизации экономики моногорода Сокола создается индустриальный парк «Сокол». Проект предусматривает создание высокоорганизованного пространства, оснащенного многофункциональным пакетом инфраструктур, что необходимо для привлечения компаний, способных создавать высокотехнологичный, конкурентоспособный продукт.

– Вологодская область активно развивает свой туристический потенциал. Довольны ли вы темпами развития этого сегмента экономики?

– Действительно, будущее Вологодчины мы напрямую связываем с развитием туризма – отрасли, которая способна стать одним из ведущих направлений в экономике области и занять четвертое место в структуре валового регионального продукта. Туристский потенциал области огромен и разнообразен. Уникальные природные ресурсы с живописными северными ландшафтами и экологически чистыми местностями, культурно-исторические и этнические памятники Русского Севера создают условия для развития многих видов туризма – культурно-познавательного, событийного, активного, экологического, сельского. Нам есть что предложить каждому, кто захочет посетить Вологодскую область.

В целом отрасль развивается достаточно динамично. Уже сейчас нас посещают более 1,8 млн путешественников. В 2012 году прогнозируется 2 млн, а в 2013-м мы планируем привлечь 3 млн туристов. Объем туристских и гостиничных услуг превышает 1,8 млрд рублей (4,8% общего объема платных услуг населению). Доля туризма в структуре ВРП области с учетом мультипликативного эффекта оценивается в 4%. В прошлом году организации сферы туризма и сопутствующих отраслей принесли в бюджет области около 100 млн рублей.

Конечно, проблемы есть: слабая туристская и транспортная инфраструктура, устаревший номерной фонд в гостиницах, высокая стоимость услуг (в крупных туристских центрах – Вологде, Череповце и Великом Устюге – остро стоит проблема нехватки мест размещения среднего диапазона цен), низкий уровень квалификации обслуживающего персонала. Для решения этих вопросов мы разработали программу развития всесезонного туризма – так называемый проект «R-кластер». Программа предусматривает создание инфраструктуры с удобно расположенными туристическими деревнями («R-деревнями», «фуд-кортами» – зонами питания) и мини-мотелями, а также маршрутов, способных привлечь туристов как зимой, так и летом.

– Насколько на данный момент эффективна региональная инфраструктура для ведения бизнеса? За счет каких мероприятий можно привлекать инвесторов в отдаленные районы?

– Привлечение инвесторов в отдаленные районы региона возможно при решении целой системы задач. В первую очередь это развитие транспортной инфраструктуры. Невозможно представить инвестора, вкладывающего средства в предприятия, к которым нет адекватного доступа. В Вологодской области не более 5% региональных дорог отвечают нормативным требованиям. Причины такого состояния дорожной сети – многолетнее недофинансирование дорожного хозяйства и, как следствие, накопившийся так называемый «недоремонт».

Но этого мало. Изменить ситуацию в дорожном хозяйстве призван региональный Дорожный фонд. Определены приоритеты расходования средств фонда – это региональные дороги, межмуниципальные дороги и ремонт внутригородских дорог. Исходя из километража дорожной сети в каждом районе, будут созданы единые правила финансирования из Дорожного фонда.

Кроме того, мы будем заниматься развитием инженерной (электроснабжение, газификация) и коммуникационной инфраструктуры. На Вологодчине природным газом пока обеспечены только 15 из 26 муниципалитетов. В рамках целевой программы по газификации области в восьми муниципальных районах построены распределительные газовые сети (финансирование – 35,4 млн рублей). Вместе с тем необходимо понимать, что этих усилий явно недостаточно, а отсутствие газа в районах не только приводит к высоким тарифам на жилищно-коммунальные услуги, но и тормозит привлечение инвестиций. В этом году начнутся работы по газификации еще пяти районов Вологодской области.

Вологодская энергосистема является остродефицитной. Половину потребностей в электроэнергии покрывают расположенные на территории области Череповецкая ГРЭС, Вологодская ТЭЦ и блок-станции энергосистемы. Остальное компания «Вологдаэнерго» получает с оптового рынка электроэнергии. Дефицит генерирующих мощностей дополняется высокой степенью износа оборудования, дефицитом трансформаторной мощности и отсутствием соответствующей сетевой инфраструктуры, что обусловливает сравнительно высокую стоимость электроэнергии. Для совершенствования энергосистемы в регионе реализуются крупномасштабные инвестпроекты. Это строительство второй очереди Череповецкой ГРЭС с выделением первого пускового комплекса – блока №4, а также парогазовой установки на Вологодской ТЭЦ, газотурбинной генераторной установки ОАО «ФосАгро-Череповец» и ряд других проектов. Их реализация будет способствовать снижению зависимости области от внешних поставщиков электроэнергии, созданию благоприятных условий для социально-экономического развития.

Эффективный способ привлечения инвесторов в районы – организация специализированных площадок, насыщенных транспортными, энергетическими, инженерными и иными инфраструктурными объектами. В Вологодской области созданы две такие площадки – индустриальные парки «Шексна» и «Сокол».

Работу по привлечению бизнеса в индустриальные парки и районы, в том числе осуществление совместных проектов с иностранными инвесторами, мы намерены продолжать – свободные площади позволяют. С этой целью в области принято законодательство, которое определяет комплекс мер, принимаемых правительством региона для обеспечения комфортных и стабильных условий ведения бизнеса. Необходимо формировать благоприятную для инвестиций административную среду, снижать административные барьеры, проводить инвестиционный маркетинг региона.

Несколько месяцев назад создана Корпорация развития Вологодской области. Она должна стать одним из важных элементов инвестиционной политики Вологодчины, фундаментом экономического роста, гарантирующим открытие новых предприятий, промышленных парков, создание рабочих мест. В рамках новой структуры будет действовать институт инвестиционных уполномоченных, способствующий реализации инвестиционных проектов во всех районах области.

Наша цель на ближайшие несколько лет – диверсифицировать экономику в соответствии с инвестиционной стратегией и развивать отрасли, которые позволят региону с оптимизмом смотреть в будущее. Мы ожидаем роста ВРП в полтора раза. На достижение этих целей и настроена наша команда.

Возврат к списку