Traditional Crafts

Художественные промыслы

Вологодские художественные промыслы — яркая и самобытная страница национальной культуры. Они имеют глубокие исторические корни и основаны на преемственности поколений. Высокого совершенства достигли многие виды искусства, но наибольшей популярностью пользуется вологодское кружево.

Вологодское кружево

История развития кружевного промысла на вологодской земле насчитывает не одно столетие. Самые ранние кружева, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к XVII — началу XVIII в. Это мерные с геометрическим орнаментом кружева, выплетенные из золотых, серебряных нитей или мишуры.

В XVIII веке распространение получили нитяные — льняные, шелковые и хлопчатобумажные кружева. В Вологде первая кружевная фабрика была основана в 1820 году помещицей Засецкой, работали на ней крепостные девушки. Постепенно искусство плетения кружев распространилось на близлежащие территории, крупные центры сформировались в Вологодском, Кадниковском, Грязовецком уездах. В каждой местности появился свой неповторимый стиль, орнаментальные мотивы, однако Вологда по праву стала географическим и художественным центром промысла.

Художественные промыслы

Художественные промыслы

В историю вологодского кружева вошли мать и дочь Брянцевы, которым приписывается создание особого «вологодского манера» плетения с плавно изгибающейся линией рисунка. Благодаря их усовершенствованию появилась возможность создавать штучные вещи: палантины, накидки, пелерины и т. д.

В 1893 году в губернии насчитывалось 4 тысячи кружевниц, а в 1913 году — более 39 тысяч. Вологодские кружева получили признание на выставках в Филадельфии (1876 г. ), Чикаго (1893 г. ) и Париже (1925 г. ).

Узоры плетеного кружева зависят от техники плетения. В Вологде было распространено как парное, так и сцепное кружево. Самым трудоемким считается парное, в котором узор и фон выплетаются одновременно и зачастую требуется огромное количество пар коклюшек. Основой сцепного кружева служит непрерывная тесьма — полотнянка или «вилюшка», которая и создает все богатство орнаментального узорочья. Сцепное кружево выполняется отдельными частями, которые затем сцепляются крючком.

В 1920-е годы было организовано около 50 кружевных артелей, в 1928 году в Вологде создана профтехшкола, а в 1935 году — художественная лаборатория. В 1964 году образовано кружевное объединение «Снежинка», ныне ЗАО Вологодская кружевная фирма «Снежинка». Большой вклад в развитие кружевного промысла внесли такие талантливые художники как Груничева М. Н., Сибирцева В. В., Исакова К. В., Веселова В. Д., Ельфина В. Н.

Стилевое направление современного вологодского кружева определяют такие художники как Г. Н. Мамровская, А. Н. Ракчеева, Н. В. Веселова, М. Ю. Пальникова, Т. Н. Смирнова.

Ведутся работы по созданию в Вологде первого в России специализированного Музея кружева.

Шемогодская резьба
Художественные промыслы

Промысел возник в деревнях по реке Шемоксе, притоку Северной Двины. Крестьяне д. Курово-Наволок еще в XVIII веке научились искусству прорези и тиснения на бересте, а во второй половине XIX века этим ремеслом уже занимались крестьяне в 14 деревнях Шемогодской волости.

Временем расцвета прорезной бересты, периодом становления и утверждения стиля шемогодской резьбы считается конец XVIII — первая половина XIX века. В ранних памятниках преобладают сюжетные композиции. На берестяных шкатулках, тавлинках, сундучках в обрамлении растительного орнамента изображались сцены из дворянской жизни, юмористические нравоучительные картинки, сказочные существа, повседневные крестьянские занятия.

В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке и московской ярмарке изделия шемогодских мастеров были удостоены премии и почти целиком закуплены императорским двором. Наибольшей популярностью пользовались изделия династии Вепревых.

В 1918 году центр промысла переместился в Великий Устюг. Современное производство сосредоточено на фабрике «Великоустюгские узоры». Опытные мастера режут узор без предварительной прорисовки. Художественный уровень промысла определяют произведения Л. П. Балагуровской, А. Е. Марковой, Т. Г. Вязовой, Т. А. Слепухиной.

На развитие орнаментального искусства резной бересты в разное время оказали влияние резьба по кости, просечное железо, северная чернь, резьба и роспись по дереву. Однако, испытав на себе различные влияния, шемогодская береста осталась самобытной и неповторимой.

«Северная чернь»
Художественные промыслы

Художественные промыслы

Великий Устюг — город с богатыми традициями художественной обработки металла. Он является центром одного из наиболее известных художественных промыслов — северной черни.

Первое официальное упоминание об устюжской черни относится к середине XVIII века, когда в столицу вызывают Михаила Климшина для обучения черневому искусству «московских жителей от купечества». Этот факт подтверждает, что промысел черневого дела в это время в Великом Устюге процветает. Искусство наводить черновые узоры на серебряные изделия восходит к XVII веку.

Устюжская чернь по серебру ценилась благодаря высокому художественному совершенству и необычайной прочности сцепления черневого состава с серебром. Изделия мастеров XVIII века — табакерки, коробочки, потиры, оклады евангелий и икон и т. д.— отличаются изящными и разнообразными формами. В работах сочетается матовый фон серебра с золотом и глубоким бархатистым черневым рисунком. Изображения силуэтны и лишены мелкой детализации, гравировка их сочная и мягкая.

Влияние устюжской черни сказалось на развитии всех художественных центров Севера — Вологды, Архангельска, Вятки. К XIX веку город оказался не в состоянии конкурировать с крупными столичными производствами, но секрет устюжской «черни» вечной прочности был сохранен.

В 1932 году образуется артель «Северная чернь». К созданию новых рисунков были привлечены профессиональные художники. С 1936 года артель возглавил выпускник Петербургской Академии художников Е. П. Шильниковский. Великолепный рисовальщик, график, он обращается к литературным произведениям и создает целые серии по произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова. Искусство черни в Великом Устюге вновь было поднято на небывалую высоту. В 1937 году на выставке в Париже великоустюгское черневое серебро было награждено золотой медалью и дипломом.

В 1961 году артель переименована в фабрику, затем в завод «Северная чернь». Ведущие современные художники промысла: Е. Ф. Тропина, Л. М. Бобылева, В. П. Шорохов, Л. С. Меньшикова обращаются к традициям древнерусского прикладного искусства. Ювелирные украшения, чарки, братины, стопки, столовые комплекты ложек, вилок и ножей украшаются крупными растительными узорами с введением в них изображений птиц, сказочных зверей, мифологических существ.

Перегородчатые и усольские эмали
Художественные промыслы

Художественные промыслы

Крупными эмальерными центрами в Вологодской губернии были города Великий Устюг и Сольвычегодск. Мастеров этих городов неоднократно вызывали в Москву для «поднятия финифтяного дела».

Отличительной чертой искусства великоустюгских мастеров является умение так заливать фон эмалью, что сквозь нее заметны были лишь золоченые контуры сканого рисунка.

Начиная с 60-х годов XVIII века в Великом Устюге получила широкое распространение своеобразная техника цветной и белой эмали на медной основе с серебряными и золочеными накладками, которые вплавлялись в последние эмалевые слои. Эти эмалевые изделия стали носить название «устюжских». «Устюжскими» эмалями особенно прославилась фабрика Поповых, открытая в Великом Устюге в 1762 году. В последней четверти XVIII века сольвычегодские эмальеры начали применять роспись по эмали. В древних описях и документах такие эмали получили название «усольских», так как город Сольвычегодск назывался также Усольском. «Усольские» росписи выдвинули сольвычегодских мастеров на первое место в русском финифтяном деле, они нашли широкое применение в быту царского и патриаршего двора. Роспись «усолья» можно безошибочно определить с первого взгляда. Орнаменты выполнялись методом тонкой цветной штриховки. Фон эмалей, как правило, оставался белоснежным. Узор состоял из сочных, перевитых стеблей с фантастическими цветами, похожими на тюльпаны, подсолнухи, кувшинки, маки. Растительный рисунок настолько динамичен, что возникает ощущение движения стеблей, листьев, трав, ощущение раскрывающихся бутонов. В орнамент органично вписаны изображения птиц, зверей. Художники разрабатывали многофигурные композиции на темы притч, аллегорические изображения, знаки Зодиака, времена года. Усольские мастера применяли сканые жгутики для обрамления отдельных эмалевых клейм. Еще одной характерной особенностью эмалей Сольвычегодска является богатейшая цветовая гамма сиреневых, розовых, лиловых, дымчатых, желтых, красных, голубых, коричневых тонов.

В начале XVIII века в Сольвычегодске в связи с экономическим упадком наступает упадок эмальерного искусства.

В 1980–1990-х годах искусством перегородчатых и «усольских» эмалей занимались на художественных предприятиях Вологды и Великого Устюга, а также ювелиры, работающие в русле традиционного искусства.

Утраченный промысел был возрожден через двести лет усилиями художников В. В. Попова, В. А. и С. С. Глуниных, С. А. Рычкова и других. Они изучили исторические и архивные материалы, познакомились с музейными экспонатами, сделали сотни прорисовок и проб и заново открыли для вологжан нетленную красоту древнего ремесла. Сегодня перегородчатые и живописные усольские эмали чаще всего встречаются в изделиях с православной тематикой: эмалевых иконах, крестах, складнях.